Все о недвижимости, строителеьстве, ремонте
Главная Документы Статьи Каталог Контакты Карта сайта

Надежный хостинг + домен + 3 месяца бесплатно. Выгодные тарифы.

Жить или не жить: как из квартиры сотворить офис

Исторический факт Первый русский император
Первым русским императором стал Петр I. 22 октября 1721 года после победоносного окончания Северной войны со Швецией, длившейся 21 год, Сенат преподнес Петру I титул Отца Отечества и Великого императора Всероссийского. Россия с этого времени стала империей, а монархи именовались императорами.
Источник: 24 августа 2007 | www.metrinfo.ru | Софья Ручко

Спрос на нежилые помещения в крупных городах значительно превышает предложение. Да и цены на коммерческую недвижимость растут как грибы после дождя. Поэтому у многих возникает соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления: снять обычную квартиру в многоквартирном доме и оборудовать там свое представительство.

На вопрос: «Можно ли заниматься предпринимательской деятельностью в жилом помещении?», закон однозначного ответа не дает.

Пункт 3 ст. 288 и пункт 2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ допускают использование квартир исключительно для проживания. В иных случаях необходим перевод недвижимости в разряд нежилого помещения.

Однако, жилищное законодательство (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ) в принципе разрешает задействовать для работы собственные квадратные метры, но при условии, что это не нарушает прав и законных интересов других граждан и при соблюдении требований, предъявляемых к жилым помещениям.

Юристы не усматривают в этих законодательных актах никакого противоречия. Работать в квартире можно на вполне законных основаниях, если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью в одиночку и не нуждаетесь в складских, производственных и иных специализированных помещениях. В подавляющем большинстве случаев это положение относится к так называемым «самозанятым» гражданам – таким, как адвокаты, независимые бухгалтеры и аудиторы, частнопрактикующие врачи-психотерапевты, оценщики и арбитражные управляющие, люди творческих профессий и т. п.

Иными словами, в собственной квартире можно заниматься тем, что не создает шума, неприятных запахов, вибрации стен, угрозы возгорания или отравления окружающих.

Если иного выхода, как покупка квартиры в жилом доме, нет, то можно попытаться перевести приобретенную недвижимость в нежилой фонд.

Для этого придется соблюсти ряд условий.

Во-первых, необходимо быть собственником помещения.

Во-вторых, квартира должна находиться либо на первом этаже многоквартирного дома, либо непосредственно над другим нежилым помещением.

В-третьих, должен присутствовать свободный доступ к инженерным коммуникациям подъезда или дома. Если такового нет, то собственник должен обеспечить его за свой счет (например, переделав отводку газоснабжения, если газовая труба проходит через его помещение).

В-четвертых, в доме должна иметься возможность оборудовать отдельный вход.

И в-пятых, помещение не должно находиться в залоге или под арестом, не должно быть обременено правами третьих лиц и не использоваться гражданином в качестве места постоянного проживания. То есть хозяин должен из нее «выписаться».

Согласие владельцев помещений, примыкающих к переводимой в нежилой фонд квартире, по закону не требуется. Однако, нелишне им заручиться, поскольку частенько чиновники перестраховываются, опасаясь реального или мнимого народного гнева. Если такого согласия не будет, то в переводе вам, конечно, не откажут, но будут, как могут, тянуть процесс и придираться к разным мелочам.

Если все эти условия соблюдены, то можно начинать процедуру перевода.

Шаг первый: пишем заявление
Закон не устанавливает форму заявления о переводе помещения (квартиры) в состав нежилого фонда, но, по сути, заявление играет роль сопроводительного письма, в котором должны содержаться непосредственно волеизъявление и список прилагающихся документов. Кроме того, неплохо отразить информацию о перепланировке помещения, если таковая необходима.

Шаг второй: собираем документы
Правоустанавливающие документы
Основным правоустанавливающим документом, согласно законодательству РФ, является Свидетельство о регистрации права гражданина на тот или иной объект недвижимого имущества. Выдается оно региональным Органом Федеральной регистрационной службы, чья функция — государственная регистрация прав на недвижимое имущество и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Можно приложить подлинник этого документа или его нотариально удостоверенную копию.

Технический паспорт помещения и поэтажный план здания, в котором оно находится.

Эти документы можно заказать в органах технической инвентаризации по месту нахождения квартиры. Для этого необходимо написать соответствующее заявление и приложить к нему гарантийное письмо, обеспечивающее своевременную оплату услуг.

Шаг третий: готовим проект
Проект перепланировки и (или) переустройства помещения заинтересованное лицо готовит самостоятельно. Возможно, потребуется заключение учреждения по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости перепланировки и (или) переустройства, если здание является памятником старины.

Отметим, что если помещение арендовано и в нем проведена перепланировка без согласия собственника, то предприниматель сильно рискует «нарваться» на штраф: для индивидуальных предпринимателей (должностных лиц) – от 4 000 до 5 000 руб.; для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.

Шаг четвертый
Сдаем документы
Все бумаги теперь нужно передать органу местной администрации, осуществляющему перевод жилых помещений в нежилой фонд. В Москве «из жилья в нежилье» переводит Городская межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда, а принимает документы «одно окно» Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Заявителю должна быть выдана расписка с указанием даты получения документов и их полного перечня. Решение о переводе должно быть принято в течение 45 суток со дня подачи документов.

Шаг пятый
Получаем акт
Если разрешение получено, то можно смело обустраивать свой офис. Перевод подтверждается актом приемочной комиссии, который и является основанием для использования помещения как нежилого.

Почему отказали
Причины для отказа следующие:
* не представлены необходимые документы;
* документы предоставлены не тем чиновникам: не по месту нахождения квартиры;
* «переводимое» помещение не соответствует необходимым критериям (в частности, отсутствует техническая возможность организовать отдельный вход в квартиру и т. п.);
* проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не отвечает требованиям действующего законодательства.

Прикинем траты
Один из главных вопросов — сколько все это стоит. Государственная пошлина за перевод не взимается, но не исключено, что местное законодательство может содержать положения, по которым за «перевод жилого в нежилое» нужно платить. Например, по Москве стоимость перевода 1 кв. метра из жилого в нежилой обойдется максимум в $ 200.

Если воспользуетесь услугами посредников, например, озаботите их согласованиями перепланировки и переоборудования нежилых помещений (офисных, торговых, производственных, общественных и т. д.), то за это придется заплатить от 1 200 евро, перевод квартиры в нежилой фонд – от 1 800 евро, согласование устройства отдельного входа может обойтись в 2 000 евро.

Но все же, возможно, целесообразнее обратиться к услугам специалистов, чем заниматься процедурой переводом полностью самостоятельно. Ведь неизвестно, сколько денег и времени придется потерять в кабинетах чиновников.

Документы:
Жилищный кодекс о переводе жилого помещения в нежилое.
Постановление правительства Москвы №382 от 15 мая 2007 г.

 

Copyright © 2008 - 2019, NEDINFORM.RU
All Rights Reserved.